logotype
  
Рекламный ролик Школы-студии "Арт-Виза"
124161
Сегодня
Вчера
Эта неделя
Прошлая неделя
Этот месяц
Прошлый месяц
Всего
180
166
346
122626
1995
4215
124161

Ваш IP: 54.221.73.186
2017-12-12 15:17

ИСТОРИЯ ПАРИКМАХЕРСКОГО ИСКУССТВА

Оцените материал
(0 голосов)

 

 

ИСТОРИЯ ПАРИКМАХЕРСКОГО ИСКУССТВА 

Истоки парикмахерского искусства уходят в глубокую древность. Известно, что уже за 2-3 тысячи лет до новой эры нашим предкам было свойственно украшать свою внешность причёсками. Проходили века, постепенно человек вносил в создаваемые им предметы, в том числе в причёску, своё представление о красоте, которое отражает и его идеальный вкус, и общий эстетический идеал, присущий конкретной эпохе. Но одежда и причёска оказываются также явлениями утилитарными и социальными. У разных народов сформировался свой стиль и определённые традиции, связанные с природными условиями страны и положением человека в обществе.

Изучение истории парикмахерского искусства представляет не только познавательный интерес, но и практическую ценность, так как некоторые детали можно использовать и в настоящее время.

Интересную форму причёсок создали в Древнем Египте. Для выполнения такой сложной причёски требовались услуги специально обученных рабов. Египтяне окрашивали волосы хной, украшали причёски декоративными элементами (рис. 1).


кокошник. На него крепились аккуратными рядами локоны. Остальные волосы, заплетённые в косу, укладывались на затылке в виде корзиночке (рис. 11). Модными считались белокурые и русые волосы.


Модным цветом волос в Древней Греции считался белокурый. В классический период повседневная мужская причёска состояла из коротко остриженных волос, «полной» (то есть от виска до виска) недлинной бороды и усов (рис. 2). Некоторые щеголи носили длинные волосы, завитые в локоны и подхваченные золотым обручем (рис. 3). В торжественных случаях укладывали волосы надо лбом в виде красивого банта, так называемой цикадой (рис. 4).

Греческие женщины носили длинные волосы и знали несколько типов причёсок, но классической причёской можно считать так называемый греческий узел - коримбос (рис. 5,6). При этой причёске длинные волосы расчёсывали на прямой пробор, завивали волнами и довольно низко спускали их на лоб, так как, по эстетическим понятиям того времени, лоб должен быть невысоким (между бровями и волосами лоб открывался


История культуры феодального общества делится на два основных периода: раннее (LK-XII века) и позднее средневековье (XIII-XV века). Огромную роль в жизни людей начинает играть церковь, поэтому и развитие парикмахерского искусства зависело от регламентации церкви, которая стремилась усмирить «греховную человеческую плоть».

В период раннего средневековья мужская причёска была примитивной: волосы подстрижены до мочек ушей, а спереди чёлка (рис. 12). В XI веке носили длинные волосы, распущенные по плечам.

Девушки носили либо длинные косы, либо распущенные волосы, подхваченные вокруг головы обручем, а замужние женщины скрывали волосы под головным убором. Чаще всего таким убором служил круглый платок из белой ткани с отверстием для лица.

В XV веке огромное значение приобрели головные уборы, в частности чепцы, а причёска, наоборот, утратила своё значение. Модным считалось открывать лоб и виски, а также


затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы надо лбом и затылком подбривали (рис. 13,14).

Эпоха Возрождения, или Ренессанс, была важнейшим этапом в истории парикмахерского искусства. В это время в Италии у мужчин считалась модной причёска двух основных типов: волосы или гладко зачёсывали назад, или носили причёску с чёлкой. Лицо гладко брили (рис. 15).

У женщин особенно красивыми считались золотые волосы. Красивым считался высокий лоб. Причёска могла быть очень сложной и изысканной. Она состояла из комбинаций кос, локонов, украшенных жемчужными бусами, вуалями, лентами (рис. 16,17). Иногда молодые девушки носили распущенные волосы (рис. 18).

                          

В Испании у мужчин в моде была короткая стрижка, а также борода и усы (рис. 19). Испанки носили простую и строгую причёску, чаще всего так называемое бандо: расчёсанные на прямой пробор волосы спускались вдоль щек, а сзади складывались в шиньон. Волосы красиво убирали цветами, обручами, драгоценностями (рис. 20). Во Франции в

                      

причёсках появились самобытные черты, отражающие вкусы складывающейся нации. Особое влияние на мужские причёски оказал последний король XVI столетия Генрих IV. В моду вошли зачёсанные назад волосы, закрученные вверх усы и маленькая острая бородка «alaHenriIV» (рис. 21). Поскольку король рано начал седеть, в моду вошла пудра для волос, но пудрили в это время только виски.

                   

В первой половине XVI века причёска у женщин имела вид двух полукруглых валиков, уложенных надо лбом, и обычно украшались бусами или небольшим выгнутым в форме причёски чепчиком с вуалью (рис. 22). В конце XVI века форма женской    причёски    существенно    меняется.    Появляется причёска двух типов. Волосы либо завивали рядами волн и зачёсывали назад, либо поднимали высоко наверх, где закрепляли на проволочном каркасе (рис. 23,24). Иногда дамы носили парики.

                  

На мужские и женские причёски англичан очень повлияла внешняя пышность двора королевы Елизаветы. Волосы мужчины коротко стригли, но их костюмы были украшены вышивкой, бордюром, драгоценными камнями и кружевами (рис. 25). Женщины носили сложные причёски, украшая их чепцами и головными повязками (рис. 26). Иногда носили парики.

В XVII веке Франция становится законодательницей в области мод и причёсок. Окончательно складывается стиль барокко, наиболее полно выражающий вкусы аристократии этого времени. Причёски эпохи барокко были всецело подчинены этикету двора и отличались пышностью, чопорностью, огромным количеством украшений и сложной техникой выполнения.

                           

В начале XVII века причёска у мужчин состояла из длинных волос, распущенных по плечам. Дворяне отпускали маленькую бородку и небольшие усы у края губ (рис. 27). Позже вошли в моду парики. Пышная причёска состояла из массы длинных, завитых в локоны волос, причём модным цветом волос считался белокурый. Этот парик напоминал львиную гриву (рис. 28).

                             

Женская причёска в течении второй половины XVII века менялась бессчётное число раз. Из кратковременных мод можно выделить несколько типов причёсок. В 60-х годах причёска ещё не сохраняла некоторую естественность. Волосы расчёсывали на прямой пробор и пышно взбивали над висками, скрепляя сзади на шее, а завитые концы волос спускали в виде двух длинных локонов на плечи «alaMancini» (рис. 29). С 70-х годов женская причёска стала напоминать по форме мужской парик. Локоны укладывали рядами так высоко, что иногда причёска возвышалась надо лбом на 50-60 сантиметров (рис. 30). Иногда дамы этого времени носили


гладкую причёску с узлом, сколотым на затылке, так называемый узел смирения.

С 90-х годов в моду вошла причёска фантанж. Она состояла из комбинации локонов, уложенных на голове рядами и для твёрдости смазанных белком, и выгнутого в различные фантастические формы проволочного каркаса, украшенного сложенным в складки газом, кружевом, цветами и лентами (рис. 31, 32). В случае необходимости причёска дополнялась искусственными волосами.

В первой половине XVIII века появляется стиль рококо, который как бы завершает развитие стиля барокко. Рококо -декоративный стиль, носящий черты хрупкости, утончённости, некоторой манерности и чувственности. Эти черты присутствовали и в мужских и в женских причёсках.

Мужские причёски рококо были небольшими по объему. Волосы завивали в локоны, а иногда гладко зачёсывали назад. Сзади их завязывали чёрной лентой или прятали в чёрный мешочек. Обычно волосы пудрили (рис. 33). В моду вошли белые пудреные парики.

Женская причёска также была небольшой и состояла из локонов, поднятых вверх, сколотых на затылке и украшенных


лентами, пучками перьев, цветами, нитками жемчуга (рис. 34). Волосы обычно пудрились. В 70-х годах XVIII века причёски становятся особенно сложными. На «изготовление» модной причёски - куафюры (рис. 35,36) - уходило по несколько часов. Женщины старались сохранить её в неприкосновенности на несколько дней. Причёски делали следующим образом. Волосы расчёсывали, на макушку ставили лёгкий каркас, на который поднимали и крепили волосы; далее их завивали, пудрили и, наконец, приступали к украшению. Для этого использовали ленты, цветы, кружева. Иногда на голову водружалась целая корзина с плодами или даже макет корабля со снастями и парусами. Иногда на голове была масса драгоценностей, которые превосходили вес самой головы.

Французская революция 1789 года принесла с собой новые течения, которые отразились и на причёсках. Вдохновлённые идеями Свободы, Равенства, Братства, идеологи французской революции обратились к образам античного мира, черпая у древних идеи демократии, строгость нравов и эстетические идеалы. Вторая половина XVIII века это период классицизма как ведущего стилевого направления. У мужчин волосы были коротко острижены и пудра вышла из употребления. Женские прически имели многообразные формы, но очень упростились,


сделались ниже; волосы перестали пудрить и завивали в локоны (рис. 37,38).

С приходом к власти Наполеона I появился стиль ампир, который в архитектуре и интеръерах по внешним признакам напоминает классицизм, но теперь художников и архитекторов вдохновляют не строгие и изящные линии греческих храмов, а тяжеловесные и пышные формы римской архитектуры. Волосы мужчин стригли и завивали в тугие локоны — « alaTitus» (рис. 39, 40), лицо брили, но на щеках от виска оставляли узкие полоски волос, называемые фаворитом. У женщин прически менялись очень часто. Носили и греческий узел, и прически из различных комбинаций локонов (рис. 41, 42, 43). После свержения Наполеона в искусстве 20 -30-х годов рождается повое стилевое направление - романтизм. В прическах господствует стилевое направление, которое носит немецкое название - бидермайер. Этот стиль стал синонимом

бюргерского благополучия и уюта и был ведущим до 40-х годов. Во Франции почти идентичный стиль носил название «стиля Луи Филиппа».


Мужчины носили короткие, завитые в локоны волосы, приподнимали их надо лбом в виде коки. В 40-х годах волосы удлинились, доходили до ушей. Иногда их круто завивали (рис. 44, 45). В 50-е годы были модны довольно длинные, расчесанные на косой пробор волосы, часто завитые в локоны, В 60-е годы в моду вошли сравнительно короткая стрижка, бакенбарды и


усы (рис. 46). К концу века волосы стали коротко стричь. Женские прически 30-х годов представляли собой целое произведение искусства. Волосы расчесывали на боковой пробор, укороченные с боков пряди завивали в крупные локоны и укладывали над висками (рис. 47). Длинные пряди волос сзади поднимали наверх и на темени укладывали в различные шиньоны (рис. 48). В 40-е годы новым кумиром высшего общества стала «светская львица» - модница с волосами рыжего цвета. В 50-е годы прическа состояла из пышного шиньона, а иногда расчесанные на прямой пробор волосы укладывали сзади в специальную сетку (рис. 49). В 60-е годы волосы поднимали надо лбом в виде двух валиков - «alaStuart», а па плечи и спину спускали длинные локоны (рис. 50).

                                      

В 70-80-х годах прическа почти не меняется по форме. Она состоит из длинных спущенных на спину локонов, а над висками волосы обычно зачесывали высоко вверх (рис.51).

В России в области моды ориентировались на Францию. Многие салоны принадлежали французским мастерам. Модные журналы выписывались из Парижа, где проходили даже конкурсы мастеров-парикмахеров. В 1860 году русские мастера Аганов и Андреев заняли первое место в конкурсе. А в 1888-1890 годах Иван Андреев получил за прически ряд наград и Почетный диплом заслуженного профессора парикмахерского искусства.

Характер причесок 1890 - 1900-х годов снова изменяется, в связи с переменами, происшедшими в общественной жизни конца столетия. Мода становится еще более интернациональной, появляется деловой стиль, выражающийся в простоте и рациональности причесок.

В 1904 году в Германии впервые была выполнена продолжительная завивка волос — перманент.

Перманент быстро распространился по всей Европе. В 20-х годах XX века в моду вошли прически с короткой стрижкой (рис. 52). Также появляются новые химические красители и осветлители волос. Окраска волос позволила придавать прическе дополнительный эффект, оживлять ее.


С изобретением химической завивки произошел настоящий переворот в парикмахерском искусстве. Этот метод завивки полос не только с успехом конкурировал со всеми другими способами, по и постепенно вытеснил их. Благодаря химической завивке можно получить хорошие результаты при обработке волос самых различных свойств и строения.

С изобретением кинематографа на форму причесок большое влияние оказывает искусство кино. В свое время в моду вошли прически героинь фильмов Греты Гарбо, Марлен Дитрих. В России ориентировались на прически -Актрис Людмилы Целиковской, Марины Ладыниной, Любови Орловой.

В 50 - 60-е годы актриса Брижит Бардо вводит новые прически «конский хвост» (рис. 53) и «Бабетту» (рис. 54).

В 1971 году известный мастер Видалъ Сэссун показал новые стрижки, которые выполнялись только ножницами (рис.55). В 70-е годы появляются панки, которые выражают протест против общества не только своим поведением, одеждой, но и прической. Художники-модельеры облагородили стиль панков, создав стрижки «еж» (рис. 56), и «каскад».

Моду 80-х годов отличают прически из длинных волос свободного силуэта, струящиеся локоны как на длинных (рис. 57), так и на коротких волосах. Преобладают теплые естественные цвета волос: каштановый, рыжий, коричневый,


блондин. Новинка этого периода - жемчужный блондин, сочетание пепельных волос с более светлыми волосами на концах.

Используют даже такой эффект для торжественных случаев: на концы волос наносят золотую или серебряную краску, которая легко смывается водой. В это время для мужских причесок характерен спортивно-элегантный стиль. На висках и затылке волосы стригутся очень коротко, весь объем волос сосредоточивается в верхней части головы. Намечается тенденция в моде для мужчин — появление небольших бакенбардов и бороды (рис. 58).

В конце 80-х — начале 90-х годов продолжают быть модны прически из длинных и коротких волос. Входят в моду строгие прямые челки и легкие челки, в виде бахромы и вертикально стоящих, прядей волос (рис.59, 60). На затылке волосы укладывают пучком, применяя декоративные украшения, или оставляют свободно лежать. Очень модны длинные височные пряди волос: прямые, вьющиеся и так далее (рис. 61, 62), а также короткие, стрижки типа «ложное каре» - «шапочка» (рис.63), и типа «бахрома» - «шапочка» (рис. 64).


Современная, мода предполагает женские прически самых разных направлений: деловые, повседневные, торжественные с декором из брошей, заколок и так далее. Но главная направленность заключена в том, чтобы показать естественную красоту волос, подчеркнуть мягкость и женственность облика.

В мужской моде сегодня присутствует полная свобода: от бритого затылка и висков до длинных волос типа «каре» и «хвост». Но преобладает деловой стиль молодого бизнесмена, стиль мужественного спокойствия и деловитости. Особенно популярны стрижки «экспресс», «коммивояжеры», «ралли», спортивные стрижки (рис. 65, 66, 67, 68).

В моде всегда существовали определенные законы, но есть одна азбучная истина, которой подчиняется современная мода. Мода модой, какой бы она ни была, но прическу и стиль каждый человек может подобрать индивидуально. Чтобы быть красивым и модным каждый день, необходимо чувство­вать себя комфортно долгое время, а не только в день посещения парикмахерской.